Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 13

Дата публикации: 22 июля, 2015

По случаю празднования юбилейной XV Национальной Премии «Медиа-Менеджер России» давайте обратимся к тем, кто также отмечает круглую дату, и на их примере посмотрим, чего вообще достигла российская медиаиндустрия...

Коллеги, приветствую!

По случаю празднования юбилейной XV Национальной Премии «Медиа-Менеджер России» давайте обратимся к тем, кто также отмечает круглую дату, и на их примере посмотрим, чего вообще достигла российская медиаиндустрия. Безусловно, среди юбиляров этого года – наиболее уважаемые печатные советские бренды, сохранившие свои имена в период перестройки. В этом году 90-летие отмечают газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда», издательство «Советская энциклопедия». 95 лет Центральному Дому журналиста и региональной газете «Тамань», 60 лет – дефицитному советскому журналу «Иностранная литература». Пожалуй, в настоящий момент наиболее коммерчески успешным из перечисленных остается КП. То же можно сказать и об изданиях, появившихся на волне перестройки и изначально построенных как бизнес. Среди тех, кто отмечает 25-летний юбилей, – «Российская газета» и «Независимая газета», 20 лет газете «Эксперт». И множество небольших региональных изданий, вроде «Липецких известий», куйбышевской газеты «Аспект» и других, сохранившихся и сегодня. Разница только в том, что тогда они были отдельными самостоятельными игроками, а сейчас, как правило, входят в какой-либо региональный медиахолдинг.

В этом году 10-летний юбилей отмечают журналы Psychologies и «ХлебСоль». Ниша развлекательных изданий вошла в активный рост только 10–15 лет назад. Примерно в этот период государство начало сильнее регулировать информационные ресурсы, из-за чего те перестали быть бесспорным источником дохода. Отрасль перестроилась, но известных печатных брендов моложе пяти лет уже практически нет.

То же касается и большинства коммерческих радиостанций. Такие бренды, как «Европа Плюс» (25 лет) и «Ретро ФМ» (20 лет) стали основными активами крупнейшего радиохолдинга. В начале 90-х новые станции FM-диапазона быстро восполнили недостаток развлекательных и музыкальных радиоформатов. «Коммерсантъ FM» – наиболее молодой из сильных радийных брендов, в этом году отмечает свое 5-летие. Он появился в период, когда в бизнес-кругах возрасла потребность в качественных и оперативных данных.

Также 5-летний юбилей отмечает канал «Спорт-1». Одновременно с ним в 2005–2010 годах появляется множество российских тематических каналов, теперь напрямую конкурирующих с зарубежными: «Моя Планета», 24 DOC, «Россия 2», «2Х2», «Охота и рыбалка» и другие. Они быстро перетянули внимание зрителей от зарубежных брендов вроде Animal Planet и Discovery, которые в 90-е встали в основании платного ТВ в России.

Из интернет-брендов 25 лет домену .SU. Но тогда, в 90-е, интернет развивался как бы отдельно от медийной и рекламной индустрии. Примечательно, что Google открыл представительство в России только 10 лет назад, в 2005 году. Как раз в это время интернет стал восприниматься медийщиками как приоритетное направление, а рост аудитории и рекламных доходов интернет-проектов стал очевидным. Вслед за этим открылись агентства, специализирующиеся на новом рынке: «Далее» – в 2005, SUP, Nectarin и Coalla – в 2006, «Социальные сети» – в 2008, Mailigen – в 2010, и множество других. Стремительное развитие соцсетей и низкий вход на рынок усилили приток инвестиций в интернет-проекты. В 2007 зародился холдинг Look At Me, специализирующийся именно на онлайн-СМИ. 5-летний юбилей отмечают онлайн-кинотеатры ТВЗавр, IVI.RU и Zoomby. Чуть позднее медиаселлеры Видео Интернешнл и «Газпром-Медиа» создали отдельные подразделения по работе с диджитал и пакетированными продажами рекламы на порталах, что стало вехой и показателем их зрелости и перспективы. Следующий шаг – выход интернет-рекламы на прямую конкуренцию с телевизионной. Он наверняка ознаменуется появлением новых проектов и рекламных форм в сети, больших возможностей для электронной коммерции, которая все сильней набирает обороты.

Совсем молодыми являются компании, занимающиеся проведением исследований, обучением и подготовкой вебинаров и коллоквиумов вроде «ИКРЫ» или #tceh (2014), рекламная сеть Linkprofit (2013) и множество разработчиков мобильных приложений и спецэффектов. Поскольку динамика и логика развития медиарынка связана в первую очередь с появлением и массовым использованием новейших технологий, логично предположить, что новые проекты и компании появятся именно в сфере мессенджеров, мобильных приложений и новейших визуальных технологий – 5D, 4К, маппинг- и лазерных шоу. Конечно, чем старше компания, тем сильнее ее бренд, но только при условии, что она идет в ногу со временем, как это показал пример «Комсомольской правды» и «Первого канала». Вероятнее всего, вскоре юбилеи будут праздновать и компании, о которых мы сейчас мало наслышаны, но надеемся, что они станут не менее известными лидерами рынка.

Джемир Дегтяренко

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.