Кафтанджиев Христо. Секс и насилие в рекламе
Кафтанджиев Христо. Секс и насилие в рекламе
Откройте для себя одну из самых больших коллекций рекламы, использующей мотивы секса и насилия. В ней свыше 800 цветных иллюстраций - мировых шедевров, созданных копирайтерами и дизайнерами многих стран мира, включая Россию, получивших призы на международных фестивалях рекламного творчества. Все изображения снабжены комментариями, объясняющими механизм рекламного воздействия, и обоснованием эффективности того или иного подхода.
Книга не оставит равнодушными тех, кому интересны яркие и дерзкие рекламные ходы: специалистов по рекламе, дизайну, брендингу, PR и маркетингу, а также художников, фотографов, психологов, социологов. Она поможет научиться подходить к рекламе креативно, используя самые действенные мотивы.
Рецензия:
На недавней Российской неделе Интернета RIW-2010 на многих, уверена, произвели впечатление практически полностью обнаженные модели, которые прогуливались среди по-осеннему одетых айтишников и зазывали на какой-то стенд... Какой именно, вспомнить невозможно - рекламное сообщение оказалось явно слабее такой соблазнительной формы подачи...
Конечно, реклама - вид коммуникативной культуры, которая в большинстве случаев основана на призывах к удовольствию, и задача ее - привлечь, «зацепить», а уж потом - продать (известно, что только около 12% аудитории анализирует информативные характеристики рекламы). Поэтому принцип удовольствия, обращение к Ид (если пользоваться терминологией психоанализа) важнее, потому что привлекает.
А тема секса - одна из важнейших для человека (хотя этот инстинкт пока и не основнойJ...) Секс не только связан с нашим либидо, что, по Фрейду, ключевой мотив драйва для человека. Секс престижен и с социальной точки зрения (вспомните гаремы), а с семантической - находится в том же поле, что власть, сила.
У все расширяющейся сегодня эксплуатации темы секса немало иных оснований. Например, отторжение в постмодернистском обществе официальной культуры как фальшивой, ведет к «истокам» и скандализации, распространение массовой культуры - к возвеличиванию низменного и примитивного...
Согласимся, секс как тема - отличный рекламный трюк. Но вряд ли универсальный и самый эффективный. По крайней мере, автор «Секса и насилия в рекламе», профессор Софийского университета Христо Кафтанджиев не дает ответа на этот основной для рекламистов вопрос.
Так стоит ли эксплуатировать тему секса и насилия, если неясно, насколько хорошо они «работают»? Также представляется важным тот факт, что почти в трети случаев секс и насилие задевают, а не «заводят» аудиторию.
Впрочем, исключения встречаются, если судить по многочисленным рекламным иллюстрациям, которые составляют основной объем книги (которая скорее является каталогом систематизированных иллюстраций, четко структурированным по разделам, вплоть до, например, «Рекламы в зависимости от различных видов секса»). А эффективность такой рекламы каждый читатель определяет для себя самостоятельно.
Как бы там ни было, но «сексуализированные маркетинговые коммуникации», как определяет их автор (как бы ни был спорен этот термин), развиваются. И данная книга - одна из первых попыток поднять эту достаточно большую и сложную тему.
Правда, появившийся термин, весьма созвучный привычному advertising и обозначающий новый предмет рекламы - assvertising, это еще одно свидетельство того, что рассуждения теоретиков об Ид, Эго, Суперэго, либидо и стратегиях на практике реализуются более чем прозаично.
Кстати, российская реклама представлена в книге только плакатом против насилия над животными. Пока?