Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

Почепцов Г.Г. Коммуникативный инжиниринг: теория и практика. Серия «Коммуникация & Стратегия»

Профессиональная литература / Почепцов Г.Г. Коммуникативный инжиниринг: теория и практика. Серия «Коммуникация & Стратегия»

Почепцов Г.Г. Коммуникативный инжиниринг: теория и практика. Серия «Коммуникация & Стратегия»

Общество во всех своих проявлениях (политических, социальных, экономических, военных) опирается на коммуникации. Коммуникации могут иметь спонтанный, случайный или системный характер, они могут быть запаздывающими или опережающими по отношению к развертываемым событиям.Технологическое освоение коммуникаций дает возможность делать их инструментарием по удержанию нужной картины мира, что как следствие, позволяет выстраивать и перестраивать реальный мир под нее. Этим пользуются и во время выборов, и в обыденных целях, когда речь идет, например, о выстраивании социальной идентичности. Коммуникативный инжиниринг направлен на доставку нужных смыслов заданным целевым аудиториям. Это могут быть и революционные смыслы, которые способны трансформировать общество, как это не раз бывало в истории человечества. Это могут быть и успокаивающие смыслы, которые мы видим, например, в "мыльной опере" и некоторых других развлекательных жанрах. Чем четче будут работать коммуникативные системы общества, тем более активно это общество будет развиваться и двигаться вперед, тем быстрее оно будет преодолевать определенные трудности в развитии. Коммуникативный инжиниринг представляет собой новую специализацию в области коммуникативных наук. Это разные способы построения коммуникативных сетей для решения социальных, военных, политических, дипломатических, экономических задач.

 

Рецензия:

Реальная жизнь состоит из коммуникации, с этим не поспоришь (по крайней мере, последние лет сто, когда это понятие начали использовать весьма активно).

Освоенные технологии коммуникации становятся инструментом по фиксации картины мира и возможности ее конструировать, реконструировать, деконструировать (во времена Кука такие понятия, увы, не использовались).

Очевидно, что появляется новая сфера профессиональной специализации в области коммуникативных наук, которую гуру коммуникологии, автор десятков книг по проблемам стратегии, информационным и психологическим войнам, общественным связям, семиотике доктор филологических наук профессор Георгий Почепцов предлагает в одной из своих недавно вышедших работ назвать коммуникативным инжинирингом. Коммуникативный инжиниринг направлен на доставку нужных смыслов заданным целевым аудиториям для решения социальных, военных, политических, дипломатических, экономических задач за счет разнообразных способов построения коммуникативных сетей. При этом создание и удержание определенной картины мира, которая позволит должным образом трансформировать мир реальный, могут быть расписаны до детали. Впрочем, технологии сами по себе ни хороши и ни плохи - все зависит от людей, которые их используют, их мировоззрения и этических стандартов. Автор свою позицию не навязывает, однако четкие этические ориентиры очевидны.

В книге Г.Г. Почепцова есть теория, практика, социотехники - от «советского проекта» до современного общества, социально-коммуникативные машины - от карнавала, мыльных опер до цветных революций и терроризма, главы о парализующей, развлекающей и других формах знания, о бизнесе, спорте - что складывается во внушительную сумму технологий. Систематизация этого огромного пласта материала уникальна для современных исследований в сфере коммуникации.

Как «работает» коммуникативный инжиниринг, вне зависимости от того, как назвать эту деятельность? Вспомним прогремевший скандал с президентом Клинтоном, реакция на который была в итоге достаточно сдержанной, благодаря выстроенной в реальном и информационном пространстве конструкции для пространства когнитивного: президент практически ежедневно делал заявления, предлагая меры по удовлетворению насущных нужд рядовых американцев и их семей. Каждый день он говорил о том, как бороться с курением подростков, пьянством за рулем, что делать с демонстрацией насилия на ТВ, о комендантском часе и проч. Заметим, что многие его подвергали критике за то, что эти вопросы - не президентского уровня, они-де слишком мелкие. Но результат был достигнут: все это не позволило населению настолько осудить президента, чтобы вынудить его уйти в отставку.

Словом, как Биллу простили Монику, вполне понятно. Но вот вопрос «почему?» остается открытым, поскольку только понимание мотивации каждого человека в аудитории, которую давно традиционно принято называть массовой и которая в XXI веке таковой уже не является, может дать адекватный ответ. Пока аудитория изменяется не так быстро, как технические способы коммуникации, однако появление интернета, и программ web-версии 2.0 и выше, где все общаются со всеми, демонстрирует ту точку невозврата, откуда аудиторией просьюмеров, людей, которые не только потребляют информацию, но и сами ее создают, манипулировать сложно. По крайней мере, если не изобретать принципиально новые, действительно сетевые, схемы.

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.